PRO100 Design
Вторник, 14.05.2024, 05:25
Меню сайта
Категории раздела
Здоровый образ жизни [4]
Просто интересно [4]
Дизайн и проектирование мебели. [5]
Авто мото [1]
Интернет и деньги. [2]
Главная » Статьи » Просто интересно

Античная Мозаика И Ее Техника

Античная мозаика и ее техника.

Мозаика -  наборное панно из частей камня, стекла или любого другого материала.. Это очень древняя техника.. Мозаика ценилась в древнегреческих городах и государствах, но особенно в Древнем Риме.

Искусство древнеримской империи сочетало в себе с одной стороны эллинистические традиции, такие как геометрическую пропорциональность и визуально сбалансированные произведения искусства и архитектуры. С другой стороны, эстетика Римской империи сложилась из имперских амбиций, которые подразумевали под собой пафосность, помпезность, торжественность и церимониальность и отображали глобальность и всесторонность римской политики, а так же весомую роль римской аристократии.

В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены частных вилл, общественных дворцов, терм. Мозаика сочетала в себе эстетическую красоту и практичный для таких мест декор.

В античные времена мозаика была распространена повсеместно. Это было связано с тем, что вид этого декоративного искусства был сравнительно недорогой.

В то время мозаика была самым долговечным видом отделки полов стен, дорожек, фасадов, потому как мелкого камня, гальки, щебня из осыпающихся скал, то есть материала для мозаики было в избытке, по сравнению с другими отделочными материалами. Керамика только начала развиваться в это время, и изготовление плиток из огромных монолитных камней было очень трудоемким и дорогим. Такой вид отделки, как древесина Аппенин и Греции был не слишком надежным и выносливым. Технология возведения мегалитических построек уже ушла в прошлое. То есть мозаика в то время стала самым удобным и распространенным способом отделки.

Самая первая и, соответственно, самая примитивная техника набора мозаики зародилась на Ближнем Востоке. Она называлась opus barbaricum (опус барбарикум). Значительное усовершенствование эта техника получила в Греции. Эта мозаика составлялась из морской или речной гальки, но была не слишком яркой и выразительной. Они встречаются в святилищах и храмах Древней Греции, начиная с VII – VI веков до н.э. (святилище Артемиды Ортии в Спарте, храм Афины Пронойи в Дельфах). Так же они найдены в Испании, на Сицилии (мозаика из карфагенской Мотии, во дворце Ай Ханум в Афганистане) и в столице Македонии (мозаики IV-III веков до н. э., которые являются образцами монохромной живописи, такие как  "Дионис на леопарде", "Охота на оленя", "Охота на льва").

 

tech.jpg
Цветная напольная мозаика из камня

По истечении времени живописные возможности техники барбарикум практически себя исчерпали. Художники-мозаичисты перешли к использованию измельченных минералов. Это привело к изобретению новых техник. Потребность в новых техниках была так же вызвана появлением новых эстетических принципов, включавших необходимость соблюдать локальность цвета и определенность рисунка без обязательного использования свинцовых или терракотовых цветоразделительных и рисующих пластин, характерных для барбарикум. Техника наборной мозаики из фрагментированных кусочков камня получила наименование opus tesselatum (опус тесселатум) по исходному элементу – камешку кубической формы – tessera. Поначалу тессеры появлялись в мозаичном наборе достаточно случайно и преимущественно в галечных мощениях, затем, по мере освоения технологии и техники работы с тесселированной мозаикой и осознания ее живописных достоинств, из тессер начинают набирать фрагменты или отдельные секции мозаики.

Со временем художники перестают использовать в своих мозаиках округлые галечные камни, совершенствуют и усложняют сам рисунок. Швы между элементами мозаики становятся меньше и поверхность узора, рисунка шлифуется. Техника opus tesselatum (опус тесселатум) – та мозаика, которую мы привыкли видеть и воспринимать, как классику римской мозаики. Сделать мозаику более яркой и живописной, помогло использование цветных смальт. Открытие стекольных технологий, обогатили художников-мозаичистов новыми возможностями использования цветовых и световых бликов.

Развитие новых технологий привело к созданию новой техники - opus vermiculatum (опус вермикулатум).  Эта техника близка тесселированной мозаике и, несомненно, является производной от нее. Был сохранен общий для обеих техник принцип набора, но набор совершался из элементов, которые были почти на порядок мельче, а возможности передачи живописных эффектов несравнимы ни с одним другим видом мозаичного искусства. Трудоемкость техники "вермикулатум" неизбежно накладывает определенные ограничения на размер произведения, однако в этой технике были созданы художественные мозаики-картины, мозаики-иллюстрации, ставшие шедеврами монументального и декоративного искусства Древнего Рима.

Самыми запоминающимися произведениями, которые были выполнены в этой технике можно считать такие произведения мозаичного искусства, как "Голуби на чаше" с Виллы Адриана в Тибуре, "Охотничья сцена" на Пьяцца делла Витториа в Панорме (Палермо) на Сицилии, "Всадник на тигре" (конец II века до н.э.), "Обитатели морских глубин" из дома Фавна в Помпеях, две мозаики работы Диоскура Самосского с виллы Цицерона в Помпеях - "Завтрак женщин" и "Музыканты".

Техника opus vermiculatum (опус вермикулатум) более кропотливой и дорогой, чем  opus tesselatum (опус тесселатум), поэтому размер произведения, как правило, составлял не более одного-двух квадратных метров. Но все же кому-то из художников-мозаичистов  удалось создать произведения, превышающие эти размеры. Таких мозаик было найдено, по крайней мере, две, это "Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием" из дома Фавна в Помпеях, (5,12*2,71 м.) и "Нильский пейзаж" в святилище Фортуны Примигении в Палестрине (5,85*4,31 м.), конец II – начало I века до н.э.

Примерно в III же веке до н.э. зародилась еще одна техника мощения - opus sectile (опус сектиле. Этот наиболее престижный и дорогой мозаичный набор украшал самые величественные помещения как церковные, так и светские. Эта техника представляет собой мозаичный набор из вырезанных по особой форме тонких пластин натурального камня (впоследствии они выполнялись и из других материалов), основным достоинством которого стали проявленность внутренней структуры материала и значительное расширение цветовой палитры. "Опус сектиле" является отдаленной прародительницей того, что мы сегодня называем флорентийской мозаикой.

Все старинные техники используются по сей день, т.е современные мозаики являются синтезом старинных технологий. Крупные панно, а так же настенные композиции в общественных интерьерах составляются современными художниками в технике тесселатум. Небольшие изменения затронули лишь состав закрепляющих растворы и клеев.  В технике вермикулатум в настоящее время создаются величественные образы в христианских храмах. Такую мозаичную технику, как  opus sectile (опус сектиле) в России чаще называют флорентийской мозаикой. Флорентийскую мозаику используют для создания значимых объектов в декоре, для создания «каменных» картин.

Источник: Евгений

Категория: Просто интересно | Добавил: Annyta (18.05.2012)
Просмотров: 1811 | Теги: отделка, мозаичное панно, Мозаика панно, техника мозаики | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск
ПОДЕЛИСЬ
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0